Свитчайлд®– мы знаем всё о суррогатном материнстве

+7 (495) 215-55-44

Не дозвонились?

Сироты: обзор проблемы

06/ июля 2015

Сироты являются одной из значимых и острых проблем современного российского социума. Дети, попавшие в детские дома, интернаты и прочие социальные институты, как правило, не получают должного воспитания, тех навыков, что приобретает ребенок в стандартной, полноценной семье. Система воспитания в сиротских домах настолько несовершенна, что только один из десяти выпускников проходят адаптацию в обществе, остальные в большинстве своем попадают в места лишения свободы или начинают страдать от алкогольной/наркотической зависимости.

Этим словом принято называть человека, потерявшего родителей (единственного или обоих) в связи со смертью последних. Чаще всего данное понятие применяется детям (лицам, не достигшим совершеннолетия). Также в современном мире все чаще распространяется определение «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, однако те не имеют возможности (или желания) обеспечивать надлежащий уход и заботу за ними вследствие различных причин.

Согласно официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 120 тысяч детей-сирот. В среднем каждый год из детских домов под опеку забирается примерно 50-60 тысяч детей. При этом усыновляется в среднем около 10 тысяч детей в год (при этом в очереди стоит в полтора раза больше), из них от 3 до 5 тысяч детей возвращаются родителями обратно. Следует отметить, что осуществлять подсчет сирот довольно сложно – туда попадают и те, кто лишился родителей из-за гибели, и те, кого забрали органы опеки, и те, от кого отказались родители. Вся эта плачевная ситуация влечет за собой постепенное увеличение количества сирот без каких-либо определенных решений со стороны социальных институтов. 

Ненужные дети

Оставшихся без родителей детей распределяют в специализированные учреждения. Производится это в зависимости от их возраста, уровня развития и состояния здоровья. Малая часть таких детей сразу же подпадает под опеку, попечительство или усыновление, но основная масса так и остается ждать своей участи.

Так почему же сироты в большинстве своем остаются в специализированных учреждениях? Недостаточное количество усыновителей или нежелание руководства расставаться со своими подопечными? Стоит отметить, что тоже опекунство хорошо поощряется государством – существуют общие и коммунальные выплаты. Кроме этого существует государственные программы по популяризации усыновления «Россия – без сирот» и другие.

Но даже подобная финансовая мотивация не повышает интереса к сиротам, а все потому что в обществе утвердилось устойчивое мнение, что чужие дети вызывают проблемы. Также среди главных (и необъективных) причин, почему сироты остаются в детских домах и интернатах можно выделить нежелание влезать в бюрократический процесс оформления документов, плохую генетику ребенка, финансовая нестабильность, ошибочное мнение, что усыновление это призвание избранных. Однако весь этот ворох сомнительных проблем разбивается о примеры людей, которые, не смотря ни на что, смогли усыновить ребенка, а то и не одного. И такими людьми стоит гордиться.

Также стоит отметиться заинтересованность руководства и персонала специализированных учреждений в том, чтобы сироты не познавали радости усыновления. Ведь в Российской Федерации бюджетное финансирование производится в расчете на одного ребенка. И потому чем большее их количество окажется на расчетный период в учреждении, тем большее количество денег будет выделено. Это приводит к тому, что детские дома часто специально слишком переполнены, а атмосфера, которая там царит, далека от семьи и ее ценностей. А это вместе с инертностью большинства семей приводит к тому, что страдают именно дети – ведь они не в состоянии никак повлиять на данную ситуацию. 

Проблемы медосмотра

В среде социологов и правозащитников сложилось мнение, что в специализированных учреждениях сироты получают не совсем корректную оценку своего умственного развития. Это подтверждается многими исследованиями и документальными фильмами. Из-за неправильной оценки уровня умственного коэффициента (IQ) дети рискуют получить справку о низком уровне развития, которая не позволит поступить в ВУЗ, армию или даже найти достойную работу по душе. А если добавить к этому непривычную агрессивную социальную среду, то получаем потенциального преступника или человека с предрасположенностью к какой-либо зависимости.

Также нельзя не отметить проблему, которая состоит в слишком быстрой процедуре по выявлению отклонений в развитии, которую проходит каждый ребенок при поступлении его в детский распределитель. Решение выносится буквально за 30 минут общения, после которого не каждому ребенку удается получить клеймо «отсталый». После этого ребенок попадает в жернова системы и не способен из них вырваться самостоятельно.

А на выходе получаем потенциальных родителей будущих сирот, которых в будущем будет ожидать та же судьба. Решение данной проблемы не могут найти ни благотворительные фонды, ни чиновники. Остается надеяться, что со временем граждане Российской Федерации перестанут наплевательски относиться к родным детям и заинтересуются судьбой «чужих» детей.