Свитчайлд®– мы знаем всё о суррогатном материнстве

+7 (495) 215-55-44

Не дозвонились?

Воспитательно-образовательные учреждения для сирот

20/ мая 2013

В современной России среди животрепещущих проблем далеко не последнее место занимает проблема социального сиротства и сиротства в целом. Законодательство имеет ряд норм, регулирующих эту сторону жизни общества. Семейный кодекс, статья 123, регламентирует множество форм устройства детей-сирот, детей без родительского попечения, в воспитательные заведения различных типов.

Проблема сиротства актуальна в России. Однако, развитие этой проблематики в контексте передачи детей-сирот на воспитание в полноценные семьи, пребывает не на должном уровне: в сиротских учреждениях России находится более 250 тыс. детей. И эта статистика впечатляет. Не стоит забывать, что есть категория детей, которые, в силу разных факторов, не могут быть переданы на воспитание в семьи.

Учреждения для детей-сирот — это государственные заведения, где живут, получают образование и воспитание и дети-сироты и дети, которые остались без родительской опеки. К таким учреждениям для детей сирот относятся:

  1. Социальные учреждения для сирот: детские школы-интернаты, в которых содержатся умственно отсталые дети-инвалиды с физическими недостатками, реабилитационные центры помощи детям, что лишены опеки, приюты.
  2. Учреждения, что входят в систему здравоохранения для детей сирот: дома ребенка и др., которые создаются в установленном законодательством порядке.

Существуют также специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей сирот, которые предназначены, в частности, для помещения детей с девиантными поведенческими проявлениями, то есть, отклонениями от норм и правил или вообще социально опасных, что включает в себя склонность к криминальным правонарушениям. По статистике, более 50% детей с отклонениями содержатся именно в коррекционных учреждениях различного типа.

К образовательным учреждениям относятся такие:

  1. Учреждения для сирот, такие, как детские дома для детей в младшей возрастной категории (от полутора до трех лет), дошкольного, школьного возраста, заведения смешанного типа.
  2. Детские дома – школы, а также специальные (коррекционные) детские дома, для детей-инвалидов с различными отклонениями в развитии.
  3. Школы-интернаты санаторного типа, санаторные детские дома для детей-сирот, санаторно-лесные школы, которые нуждаются в курсе длительного лечения и реабилитации.

Какие задачи должны выполнять государственные учреждения для детей-сирот?

Основные задачи воспитательного учреждения:

  1. Создание условий, максимально приближенных к семейным, что способствует всестороннему развитию.
  2. Обеспечение социальной защиты, физической и психологической реабилитации, социальной акклиматизации детей-сирот.
  3. Применение развивающих современных методик, воспитание в ребенке тех навыков и умений, которые полезны в интересах развития полноценной личности.
  4. Создание условий, благоприятных для формирования крепкого здоровья и физического развития детей-сирот.
  5. Правовая поддержка детей-сирот.

Вышеперечисленные задачи также относится и к функциональным обязанностям опекунов или попечителей.

Недостатки содержания детей в учреждениях для сирот

Стоит затронуть морально-психологический аспект проблемы содержания детей-сирот. Воспитательно-образовательные учреждения для сирот – специфическая среда обитания, которая накладывает отпечаток на формирование личности.

Депривация – неспособность удовлетворить основные психические потребности – результат содержания в условиях воспитательных учреждений для сирот.

Такой диагноз как "психосоциальная карликовость" – тотальное отставание в развитии по всем параметрам, – типичный для характеристики психических отклонений у этих детей. Как показывает мировая практика, чтобы свести к минимуму социально-психологические травмы от воспитания в таком учреждении, необходимо размещение в группе не более 10-12 воспитанников.

В действительности, этой нормы не придерживаются, отсюда и печальные последствия.

Как улучшить систему учреждений для сирот?

Прежде всего, необходимо изменить систему взаимодействия детей и воспитателей, создать в интернатах условия, максимально близкие к семейным. Это требует полного переоборудования или открытия новых учреждений для сирот:

  • детских домов по типу квартир;
  • строительства детских деревень – уникальных максимально приближенных к семейной форме воспитания объединений из 11-15 домов. В каждом доме проживает 6-8 детей и SOS — мама. Такая модель работает уже более 60 лет в 132 странах мира;
  • формирование детских групп по возрастному критерию, что создает благоприятный климат в детском коллективе: позволяет социализироваться детям младшего возраста, а старшим – учиться ответственности, заботе, пониманию;
  • упразднение закрытости учреждений интернатного типа, что дополнительно будет способствовать развитию активности детей-сирот вне стен интерната;
  • формирование благоприятных условий для осознанного выбора;
  • налаживание коммуникации с родственниками.

Необходимо пересмотреть всю систему воспитания сирот; достичь внедрения программ по их подготовке к жизни вне воспитательного учреждения; проводить разъяснительную работу, направленную на самоопределение выпускников интернатов в профессиональном выборе. В случае несогласия ребенка постоянно проживать в таком учреждении для детей-сирот, он может быть отправлен в специальные социально-реабилитационные центры помощи несовершеннолетним.