- Суррогатное материнство
- /
- Усыновление
- /
- Может быть полезным
- /
- Воспитательно-образовательные учреждения для сирот
Воспитательно-образовательные учреждения для сирот
- Усыновление
- Усыновление в компании Свитчайлд
- Усыновление в России: просто или сложно?
- Как найти ребенка для усыновления?
- Какие документы необходимы для усыновления?
- О чем нужно знать приемным родителям?
- Льготы и выплаты приемным семьям
- Часто задаваемые вопросы по усыновлению и опеке
- Проблемы воспитания в приемной семье
- Может быть полезным
В современной России среди животрепещущих проблем далеко не последнее место занимает проблема социального сиротства и сиротства в целом. Законодательство имеет ряд норм, регулирующих эту сторону жизни общества. Семейный кодекс, статья 123, регламентирует множество форм устройства детей-сирот, детей без родительского попечения, в воспитательные заведения различных типов.
Проблема сиротства актуальна в России. Однако, развитие этой проблематики в контексте передачи детей-сирот на воспитание в полноценные семьи, пребывает не на должном уровне: в сиротских учреждениях России находится более 250 тыс. детей. И эта статистика впечатляет. Не стоит забывать, что есть категория детей, которые, в силу разных факторов, не могут быть переданы на воспитание в семьи.
Учреждения для детей-сирот — это государственные заведения, где живут, получают образование и воспитание и дети-сироты и дети, которые остались без родительской опеки. К таким учреждениям для детей сирот относятся:
- Социальные учреждения для сирот: детские школы-интернаты, в которых содержатся умственно отсталые дети-инвалиды с физическими недостатками, реабилитационные центры помощи детям, что лишены опеки, приюты.
- Учреждения, что входят в систему здравоохранения для детей сирот: дома ребенка и др., которые создаются в установленном законодательством порядке.
Существуют также специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей сирот, которые предназначены, в частности, для помещения детей с девиантными поведенческими проявлениями, то есть, отклонениями от норм и правил или вообще социально опасных, что включает в себя склонность к криминальным правонарушениям. По статистике, более 50% детей с отклонениями содержатся именно в коррекционных учреждениях различного типа.
К образовательным учреждениям относятся такие:
- Учреждения для сирот, такие, как детские дома для детей в младшей возрастной категории (от полутора до трех лет), дошкольного, школьного возраста, заведения смешанного типа.
- Детские дома – школы, а также специальные (коррекционные) детские дома, для детей-инвалидов с различными отклонениями в развитии.
- Школы-интернаты санаторного типа, санаторные детские дома для детей-сирот, санаторно-лесные школы, которые нуждаются в курсе длительного лечения и реабилитации.
Какие задачи должны выполнять государственные учреждения для детей-сирот?
Основные задачи воспитательного учреждения:
- Создание условий, максимально приближенных к семейным, что способствует всестороннему развитию.
- Обеспечение социальной защиты, физической и психологической реабилитации, социальной акклиматизации детей-сирот.
- Применение развивающих современных методик, воспитание в ребенке тех навыков и умений, которые полезны в интересах развития полноценной личности.
- Создание условий, благоприятных для формирования крепкого здоровья и физического развития детей-сирот.
- Правовая поддержка детей-сирот.
Вышеперечисленные задачи также относится и к функциональным обязанностям опекунов или попечителей.
Недостатки содержания детей в учреждениях для сирот
Стоит затронуть морально-психологический аспект проблемы содержания детей-сирот. Воспитательно-образовательные учреждения для сирот – специфическая среда обитания, которая накладывает отпечаток на формирование личности.
Депривация – неспособность удовлетворить основные психические потребности – результат содержания в условиях воспитательных учреждений для сирот.
Такой диагноз как "психосоциальная карликовость" – тотальное отставание в развитии по всем параметрам, – типичный для характеристики психических отклонений у этих детей. Как показывает мировая практика, чтобы свести к минимуму социально-психологические травмы от воспитания в таком учреждении, необходимо размещение в группе не более 10-12 воспитанников.
В действительности, этой нормы не придерживаются, отсюда и печальные последствия.
Как улучшить систему учреждений для сирот?
Прежде всего, необходимо изменить систему взаимодействия детей и воспитателей, создать в интернатах условия, максимально близкие к семейным. Это требует полного переоборудования или открытия новых учреждений для сирот:
- детских домов по типу квартир;
- строительства детских деревень – уникальных максимально приближенных к семейной форме воспитания объединений из 11-15 домов. В каждом доме проживает 6-8 детей и SOS — мама. Такая модель работает уже более 60 лет в 132 странах мира;
- формирование детских групп по возрастному критерию, что создает благоприятный климат в детском коллективе: позволяет социализироваться детям младшего возраста, а старшим – учиться ответственности, заботе, пониманию;
- упразднение закрытости учреждений интернатного типа, что дополнительно будет способствовать развитию активности детей-сирот вне стен интерната;
- формирование благоприятных условий для осознанного выбора;
- налаживание коммуникации с родственниками.
Необходимо пересмотреть всю систему воспитания сирот; достичь внедрения программ по их подготовке к жизни вне воспитательного учреждения; проводить разъяснительную работу, направленную на самоопределение выпускников интернатов в профессиональном выборе. В случае несогласия ребенка постоянно проживать в таком учреждении для детей-сирот, он может быть отправлен в специальные социально-реабилитационные центры помощи несовершеннолетним.