Свитчайлд®– мы знаем всё о суррогатном материнстве
Не дозвонились?

Морально-этические проблемы суррогатного материнства

21/ января 2016

Тема вспомогательной репродукции так же стара, как и само человечество. Первые упоминания о бесплодии отсылают к Египту, Древнему Риму, Шумерской цивилизации. В то время, если женщина не могла родить ребенка, за нее это делала рабыня, которую чаще всего после определенного срока лишали жизни. Некоторые источники утверждают, что в Древнем Риме была практика сдавать женщин «в аренду» - для помощи семьям, которые не могли самостоятельно обзавестись детьми. Это было в интересах государства, а значит - и в интересах каждого гражданина.

Этические проблемы суррогатного материнства были заложены уже в раннем средневековье. То время – время смены господствующей религии на территории Европы. Именно тогда начали формироваться жесткие нормы морали, которые живы до сих пор.

Ряд конфессий отвергает современные вспомогательные репродуктивные методы, в том числе - суррогатное материнство, этика в данном случае не при чем. Возможность деторождения считается исключительно божьим дарованием. Если у супругов детей нет – значит, «так надо».

ЭКО, банки спермы, внутриматочная инсеминация, суррогатное материнство, этика - воспринимаются как нарушение воли высших сил. Важным религиозным аргументом является и духовное состояние будущего ребенка. Этические проблемы суррогатного материнства в глазах церкви связаны не только с осквернением божьего замысла, но и с необходимостью спасения души новорожденного и женщины, произведшей его на свет.

Впрочем, иудаизм одобряет достижения медицины, решающие вопросы бесплодия. В данном случае искусственное оплодотворение рассматривается как божье вознаграждение семье за веру и терпение.

Несмотря на протесты со стороны религиозных организаций, альтернативная репродукция продолжает существовать. В последней четверти 20-го века была разработана процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) - когда генетический материал родителей соединяется in vitro, а эмбрион затем подсаживается в матку будущей мамы, или – суррогатной мамы (если генетическая мать не в состоянии выносить беременность). Следовательно, «суррогатные» дети не являются генетически родными выносившей их сурмаме.

Данная технология решила ряд вопросов, но появились новые. Возникли другие этические проблемы суррогатного материнства. Женщина представляется как живой «инкубатор», своеобразный механизм. Кто-то говорит о торговле детьми, как товаром, о спекуляции на чужих проблемах.

Кому же верить? Конечно, здравому смыслу! Этические проблемы суррогатного материнства в основном проистекают из человеческих страхов. Тесный контакт вынашиваемого малыша с «чужой» женщиной пугает многих обывателей. Но для биологических родителей это скорее стимул любить ребенка еще сильнее, чтобы «компенсировать» ему девять месяцев с «няней».

Ранее, когда не существовало метода ЭКО, биологическим родителем ребенка мог быть только отец. По это причине возникали и моральные проблемы суррогатного материнства. Есть примеры в истории, когда женщины замыкались в себе после появления в доме малыша. В современных условиях, при зачатии ребенка «в пробирке», он является биологически родным для мамы и папы.

Наша компания полагает, что этические проблемы суррогатного материнства являются уходящей в прошлое тенденцией. Мы верим в светлое будущее для наших детей!

Тем не менее, существует и иное мнение по поводу проблем суррогатного материнства. Некоторые «моралисты» считают, что этот метод, юридический порядок которого определён Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» не соблюдает принципов морали и этики и морали.  Так, они говорят, что суррогатное материнство приводит к ряду этических проблем:

  • угрозе физическому и психическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;
  • разрушению понятий, которые обозначают кровнородственные связи;
  • необходимости сохранения тайны происхождения ребёнка;
  • негативному влиянию на психику потенциальных родителей;
  • коммерциализации материнства;
  • купле-продаже детей.

Есть мнение, что риск такого осложнения беременности у суррогатной матери, как ранний токсикоз беременных, значительно  выше, чем у женщин, которые беременны генетически родным ребёнком. Дело в том, что при обычной беременности половину генетической информации плод получает от своей матери, а  плод, который вынашивает суррогатная мать, является ей генетически чужеродным. Не исключено, что реакция у суррогатной матери может быть гораздо сильнее выраженной, чем у женщины, которая вынашивает собственного ребёнка.

Второй проблемой суррогатного материнства считается моральное состояние женщины, которая выносила и родила ребёнка. Она впоследствии вынуждена отдать его генетическим родителям, что сопровождается в большинстве случаев психологической травмой.

Некоторые психологи утверждают, что в связи с манипуляцией природой происхождения ребёнка он получает генетическую информацию от одних людей, а живёт в утробе совершенно другого человека. Это может повлиять в будущем на его психологический статус.

Следующая проблема суррогатного материнства, которую озвучивают, является якобы существующее разрушение понятий, которое обозначает кровнородственные связи. Если малыша вынашивает родственница, то, как они считают, размываются понятия мать и бабушка, сын и внук.

 Сохранение тайны происхождения ребёнка – это следующая якобы существующая проблема суррогатного материнства. Прежде всего, люди, причастные к процессу, не знают, как правильно поступить и не всегда могут принять решение, что предпочтительнее для ребёнка.

Одной из проблем суррогатного материнства, которая озвучивается его противниками, является якобы существующее негативное влияние ситуации на психику потенциальных родителей. Да, конечно, люди опасаются потенциальных рисков расторжения договора суррогатной матерью, её исчезновения или отказа отдать новорождённого генетическим родителям. Их тревожит, не навредит ли чем-нибудь суррогатная мать их малышу. Но для того чтобы избежать этих проблем суррогатного материнства, необходимо пользоваться услугами профессиональных психологов и юристов, учитывать особенности законодательства государства, гражданкой которого является суррогатная мать.

Одной из важных проблем суррогатного материнства считается коммерческая сторона вопроса и возможность торговли детьми, рождёнными суррогатной матерью. В том случае, когда суррогатной матерью является чужая женщина, это считается коммерческой услугой. Да, возможно это так и выглядит, но за оказанные услуги принято во всём цивилизованном мире вознаграждение. Да и компенсация здоровья и финансовых потерь суррогатной матери в связи с беременностью не должна вызывать вопросов.

Противники суррогатного материнства в качестве аргумента выставляют такую проблему, как купля-продажа детей. Они считают, что тот факт, что окончательный расчёт женщина получает после рождения ребёнка, является свидетельством того, что она произвела товар для продажи. Совершенно сомнительное утверждение – вознаграждение всегда выплачивается после оказанной услуги.

В демократическом обществе могут существовать альтернативные мнения на сей счёт. Каждый человек вправе выбирать, какую философию исповедовать. Главное то, что в результате такой процедуры, как суррогатное материнство, новый человек может увидеть свет, а его родители  - стать счастливыми людьми.

Запись генетических родителей на консультацию
пн, 05/05/2014 - 12:32 -- Гость (не проверено)

Интересующая вас тема