Законодательство РФ в сфере сурматеринства не нуждается в разработке отдельного закона
По многочисленным сообщениям прессы, экспертная группа Госдумы РФ готовит законопроект по регулированию института суррогатного материнства (СМ) в России.
Как сообщают СМИ, основными положениями законопроекта являются запрет на выбор пола будущего ребенка (исключением являются только случаи, когда это необходимо по медицинским причинам), использование суррогатного материнства исключительно по медицинским показаниям, а также запрет на участие в программах суррогатного материнства одиноких мужчин и однополых пар. Как ожидается, законопроект поступит в Думу в марте текущего года.
В связи с этим группа компаний «Свитчайлд», лидер и эксперт по вопросам применения вспомогательных репродуктивных технологий в России, сообщает следующее:
1. Круг лиц, которые могут воспользоваться программой суррогатного материнства, определен ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ». В частности, в ст. 55 п. 3 настоящего закона говорится, что «Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство». П. 9 ст. 55 утверждает, что «суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка … по договору, заключаемому между суррогатной матерью … и потенциальными родителями, … для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». Данные медицинские показания определяются в п. 79 приказа Минздрава России №803н; к ним относятся:
а) отсутствие матки (врожденное или приобретенное);
б) деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
в) патология эндометрия (синехии, облитерация полости матки, атрофия эндометрия);
г) заболевания (состояния), включенные в Перечень противопоказаний (к ЭКО);
д) неудачные повторные попытки ЭКО (3 и более) при неоднократном получении эмбрионов хорошего качества, перенос которых не приводит к наступлению беременности
Таким образом, существующее законодательство определяет, что область применения суррогатного материнства исчерпывается лечением определенных форм бесплодия (и, соответственно, оно не может применяться для решения каких-либо проблем, не связанным с медициной), а также четко определяет круг лиц, имеющих право на участие в программах СМ (разнополые пары мужчина + женщина либо одинокая женщина, имеющие медицинские показания), что полностью совпадает с озвученным положением готовящегося законопроекта.
2. В ст. 55 п. 4 вышеупомянутого ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» говорится, что «при использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом». Таким образом, существующее законодательство РФ четко регулирует случаи применения выбора пола, и текущая позиция законодательства также полностью совпадает с высказанными предложениями рабочей группы, готовящий законопроект по СМ.
В связи с тем, что озвученные разработчиками тезисы законопроекта о СМ уже существуют в существующем законодательстве, и позиция существующих законов не отличается от предложений рабочей группы, ГК «Свитчайлд» считает нецелесообразным и бессмысленным продолжение работы над данным законопроектом. По мнению президента ГК «Свитчайлд» Сергея Лебедева, «суррогатное материнство в Российской Федерации легально с 1995 года, а законодательное регулирование суррогатного материнства в нашей стране на сегодняшний день является одним из лучших в мировой практике. Меня искренне удивляют слова уважаемых мной людей, в том числе депутатов различного уровня, для которых законотворчество является профессией, когда они говорят об отсутствии законодательного регулирования института суррогатного материнства в РФ. По моему глубокому убеждению, вопросы, возникающие по поводу сурматеринства, связаны вовсе не отсутствием законодательной базы, а с ее неумелым и зачастую дилетантским применением. Однако это вопрос уже не к законодателям и не законодательству, а к качеству работы тех, кто пытается работать в этой сфере».